XV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ДЕБЮТОВ
Дух огня Spirit of fire Най ангки
Дата проведения мероприятия
3 марта - 9 марта 2017
Русский English
Версия для слабовидящих
Кинодебюты режиссеров из Франции, Польши, Камбоджи, Нигерии, Египта, США, Португалии и России представят на XV МФКД «Дух огня»
26.02.2017, 10:14

В основную конкурсную программу XV Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» традиционно входит международная программа дебютных фильмов.

Программа конкурсных международных дебютных фильмов юбилейного кинофестиваля формировалась и утверждалась отборочной комиссией кинофестиваля, под председательством российского кинокритика Борис Нелепо.

Лучшие дебюты международного конкурса определит профессиональное жюри, которое возглавит народный артист России Павел Чухрай. В состав жюри вошли Берлинале Желимир Жилник (Сербия), лауреат «Золотого медведя», Локарно Милагрос Мументалер (Аргентина), лауреат «Золотого леопарда», Чжан Синьи (Китай), актриса.

По итогам работы отборочной комиссии в программу международного конкурса вошло восемь фильмов. Все они являются первым режиссерским опытом авторов:

«Алмазный остров» (Diamond Island), Дэви Шу (Davy Chou), амбоджа-Франция-Германия-Катар-Таиланд, 2016;

«В последние дни города» (In The Last Days Of The City), Тамер Эль-Саид (Tamer El Said), Египет-Германия-Великобритания-ОАЭ, 2016;

«Дни Франции» (Jours de France), Жером Ребо (Jérôme Reybaud), Франция, 2016;

«Зеленый, белый, зеленый» (Green White Green), Абба Т. Макама (Abba T. Makama), Нигерия, 2016;

«Недолгая остановка» (Short Stay), Тед Фендт (Ted Fendt), США, 2016;

«Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский (Jan.P.Matuszynsky), Польша, 2016;

«Тетраграмматон» (Tetragrammaton), Клим Козинский, Россия-Украина-Израиль (мировая премьера), 2017;

«Трясина» (Paul), Марселу Феликс (Marcelo Felix), Португалия, 2016.

Трём лучшим дебютным фильма международного конкурса будут присуждены призы:

главный приз фестиваля – «Золотая тайга» и премия в размере шестьсот тысяч рублей,

приз «Серебряная тайга» и премию в размере триста тысяч рублей

приз «Бронзовая тайга» и премию в размере сот тысяч рублей.

О ФИЛЬМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА:

«Алмазный остров» (Diamond Island), Дэви Шу (Davy Chou), Камбоджа-Франция-
Германия-Катар-Таиланд [Мировая премьера фильма прошла на Каннском фестивале]

Алмазный остров – символ будущего Камбоджи, ультрасовременный рай для богатых, расположившийся на реке Пномпеня. Как и многие деревенские парни, 18-летний Бора приехал на стройку этой мечты девелоперов. Там он находит новых друзей и даже встречает своего харизматичного старшего брата Солея, пропавшего пять лет назад. Солей показывает Боре волнующий мир благополучной городской камбоджийской молодежи с девушками, ночными клубами и бесконечными иллюзиями.

Новый район Пномпеня – мечта о новой стране, которая позволит совсем недавнее кровавое прошлое. Впрочем, возводят этот неоновый город те, кому никогда не доведется в нем жить. Дэви Шу никогда не забывает об этом чувстве горечи, но его все равно заслоняют те «сто дней после детства», что проживают сейчас герои (их сыграли настоящие подростки-непрофессионалы). Пусть их в будущее звать никто и не стремится, они все равно ещё ослеплены красотой окружающего мира, которую так виртуозно здесь воссоздал замечательный оператор Тома Фавель.

ДЭВИ ШУ

Режиссер и продюсер. Родился в 1983 во Франции, живет в Париже и Пномпене. В 2009 вместе с Джеки Голдбергом и Сильвеном Декувлером основал во Франции производственную компанию Vycky Films. Создатель киномастерской в Камбодже, где собрал коллектив местных молодых кинематографистов. Его документальный фильм «Золотые сны» (2011) о рождении камбоджийского кино в 60-е и его уничтожении красными кхмерами был показан более чем на 40 международных кинофестивалях. Его короткометражный фильм «Камбоджа 2099» (2014) был представлен на «Двухнедельнике режиссеров» в Каннах и получил множество наград. В 2014 основал камбоджийскую кинокомпанию Anti-Archive. «Алмазный город» – его первый игровой фильм.

«В последние дни города» (In The Last Days Of The City), Тамер Эль-Саид (Tamer El Said), Египет-Германия-Великобритания-ОАЭ [Мировая премьера фильма прошла на Берлинале]

2009 год, центр Каира. 35-летний кинорежиссер Халид пытается снять фильм о родном городе, запечатлеть его душу. Но у героя наступают тяжелые времена. Однако с помощью друзей, которые присылают ему отснятый материал о жизни в своих городах – Бейруте, Багдаде и Берлине, он находит в себе силы продолжить работу.

Тамер Эль-Саид снимал «В последние дни города» в турбулентные дни, предшествовавшие революции в Египте. А затем отложил материал, дал ему отлежаться, чтобы заново вернуться к сложным и противоречивым событиям недавнего прошлого. Документальный фон сам по себе теперь стал бесценным свидетельством. Но это и личное свидетельство, преисполненное горечи и меланхолии: в центре здесь растерянность и беззащитность отдельного человека перед тяжелой поступью Истории. В кинематографе существует жанр городской симфонии. «В последние дни города» в таком случае – реквием по любимому городу.

ТАМЕР ЭЛЬ-САИД

Родился в 1972 в Каире. Изучал режиссуру в институте кино Каира и журналистику в Каирском университете. Режиссер документальных и короткометражных фильмов, удостоенных ряда международных и национальных наград. В 2007 открыл компанию Zero Production для производства независимого кино. Один из основателей Синематеки – альтернативного киноцентра Египта. «В последние дни города» – его первый полнометражный игровой фильм.

«ДНИ ФРАНЦИИ», ЖЕРОМ РЕБО [Мировая премьера фильма прошла на Венецианском фестивале]

Однажды утром Пьер неожиданно оставляет семью. На своем автомобиле он бесцельно пересекает равнины и горы Франции. Пьер пользуется приложением Grindr на своем мобильном телефоне, с помощью которого можно знакомиться и назначать свидания. Однако оставленная им позади любовь использует это же приложение, чтобы следить за Пьером. Смогут ли они вновь обрести друг друга после четырех дней и ночей разнообразных приключений?

«Дни Франции» – определенно не мелодрама и не только road movie, но, скорее, попытка экранизации страны. К топографии Жером Ребо, вопреки правилам киноиндустрии, подошел строго и даже каждую дорогу снимал ровно там, где по сюжету находится главный герой. Визиты и знакомства Пьера – не только путешествие по стране во всём её разнообразии, но и по истории французского кинематографа, до сих пор хранящего драгоценные сокровища, которые нам только предстоит для себя открыть.

ЖЕРОМ РЕБО

Родился в 1970 в Каннах. Еще в детстве начал снимать свои первые сюжеты на камеру Super 8. После защиты диплома о творчестве поэта Жакоте принял решение вернуться в кино. Автор короткометражных фильмов «Айрес 06» (2006) и «Три женщины для Жана-Клода Гиге» (2008), а также документального телепроекта для французского канала Cine + «Кто вы, Поль Веккиали?» об известном французском режиссере. «Дни Франции» – его полнометражный дебют.

«Зеленый, белый, зеленый» (Green White Green), Абба Т. Макама (Abba T. Makama), Нигерия [Мировая премьера фильма прошла на фестивале в Торонто]

Юзома, Сегюн и Баба только окончили школу. Время от времени они навещают чудаковатого профессора, который пишет книгу об истории Нигерии. Заинтригованный его необычным стилем, Баба, сын состоятельных родителей, решает стать кинорежиссером и экранизировать трактат. Юзома, талантливый художник, несмотря на трудное положение своей семьи, хочет помочь лучшему другу осуществить его мечту. Сегюн же мечтает уехать в Нью-Йорк к старшему брату и забыть о жизни в стране третьего мира. Ему совершенно не интересен проект Бабы, но и он присоединяется к друзьям от нечего делать.

«Зеленый, белый, зеленый» головокружительно сочетает в себе подростковую комедию, комментарий к состоянию дел в Нолливуде и попытку познания страны и её истории. Как передать память о гражданской войне и порой сюрреалистическое ощущение от жизни в стране, полной причудливых контрастов и классовых противоречий? Молодые герои не отчаиваются, им достаточно одного энтузиазма и самой простой кинокамеры.

АББА Т. МАКАМА

Получил образование в области бизнес-менеджмента в Государственном университете Нью-Йорка во Фредонии. Изучал кино в Нью-Йоркском университете. Вернувшись в Нигерию, работал в местных отделениях крупных компаний, таких как Google, GT-Bank, Blackberry и др., а также в ряде коммуникационных агентств и с частными клиентами. В 2014 снял документальный фильм о киноиндустрии Нигерии «Нолливуд – что-то из ничего» по заказу телекомпании «Аль-Джазира». Продюсер и режиссер короткометражных фильмов, удостоенных различных наград на родине и за рубежом. Художник, апологет современного искусства, приверженец психологии Фрейда и Юнга. Основатель и креативный директор компании Osiris Film & Entertainment.

«Недолгая остановка» (Short Stay), Тед Фендт (Ted Fendt), США [Мировая премьера прошла на Берлинале]

Маршрут Майка – от дома матери к пиццерии, где он работает, и обратно. Он предпочитает, чтобы все происходило само собой, без его участия. Но однажды старый школьный приятель Марк предлагает ему пожить в своей квартире в Филадельфии, пока будет путешествовать по Польше. Смена обстановки, перемена участи? Майк теперь бродит по другим улицам, но он остался прежним: новых знакомых и новые встречи он воспринимает с присущей ему инертностью и неуклюжестью.

«Недолгая остановка» напоминает комедию, но Тед Фендт – из тех редких режиссеров, кто смеется не над своими героями, но вместе с ними. Его кино рождается из документального желания запечатлеть определенных людей и их стиль жизни. Фендт не скрывает нежности к актерам-соавторам, но в то же время передает и глубоко скрытый ужас перед жизнью. Сам он называет картину моральной историей в духе Эрика Ромера: «Можно сменить обстановку, но нельзя изменить самого себя».

ТЕД ФЕНДТ

Родился в 1989 в Филадельфии, штат Пенсильвания. Режиссер, переводчик, киномеханик. Живет и работает в Нью-Йорке. С 2012 снял на 16-мм пленку три короткометражных фильма с участием непрофессиональных актеров. Съемки проходили в Нью-Джерси, где вырос режиссер. В 2016 году под редакцией Теда Фендта в Австрийском музее кино вышла книга, посвященная Жану-Мари Штраубу и Даниэль Юйе. «Недолгая остановка» – его первый полнометражный фильм.

«Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский (Jan.P. Matuszynsky), Польша [Мировая премьера прошла на фестивале в Локарно]

Несмотря на жестокие фантазии и мрачные картины, художник Бексиньский – мягкий человек, готовый на все ради семьи. Его жена – католичка Зофья старается сплотить родственников, но сын Томаш всё чаще угрожает покончить с собой и не может сдерживать гнев. Бексиньский ведет хронику их жизни, фиксируя на камеру, повседневные радости и трагедии, смену эпох и неизбежные утраты.

Ян П. Матушиньский обратился к реальной истории известнейшего в Польше сюрреалиста Здзислава Бексиньского. Это не традиционная биографическая картина, а семейная сага. Вселенная Бексиньских замкнута, несмотря на стремительно проносящуюся где-то рядом историю страны. Не бывает семейных саг, заканчивающихся счастливым финалом. Но «Последняя семья» полна надежды – возможно, благодаря Анджею Северину, актеру Вайды, передавшего то глубокое чувство достоинства, с которым можно встречать удары судьбы, но не терять подлинной страсти к жизни.

ЯН П. МАТУШИНЬСКИЙ

Родился в 1984. Окончил режиссерское отделение факультета радио и телевидения Кшиштофа Кесьлёвского при Силезском университете в Катовице и курсы документалистов в Киношколе Анджея Вайды. Его короткометражные фильмы, среди которых «15 лет тишины», «После вечеринки», «Рай», получили награды на многих кинофестивалях в Польше и за рубежом. Наибольший успех режиссеру принесла неигровая лента «Глубокая любовь» (приз за лучший фильм документального конкурса Московского МКФ, награда на кинофестивале в Кракове и др.). «Последняя семья» – его дебют в игровом кино.

«Тетраграмматон» (Tetragrammaton), Клим Козинский, Россия-Украина-Израиль, 2017 (мировая премьера)

Комикс про супергероев-философов, которые попадают в разные передряги и пытаются произнести имя Бога. Фильм состоит из восьми эпизодов, каждый из которых сделан в своем особом жанре. Среди них есть детективы, вестерн, триллер, фильм-заговор, хоррор, комедия... Это фантастическое путешествие сквозь дебри разума.

КЛИМ КОЗИНСКИЙ

Родился с 1989 в Одессе. Режиссер, сценарист. В 2011 окончил Киевский национальный университет им. Карпенко-Карого по специальности «кинорежиссура», в 2015 – Мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. В качестве ассистента режиссера работал над театральными постановками Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастелуччи, Бориса Юхананова. В 2016 как режиссер поставил спектакль «Идиотология» по роману Достоевского «Идиот» в Электротеатре «Станиславский» в Москве. Среди его фильмов также «Самый большой теннис» (2012, к/м), «Столоверчение» (2014, к/м), «Сфера» (2017, док.).

«Трясина» (Paul), Марселу Феликс (Marcelo Felix), Португалия

Она субтитрирует кино. Ей нужно срочно подготовить субтитры к фильму. Сюжет этого фильма отзывается в ней, но причины этого остаются для нас загадкой. А еще есть главный герой фильма внутри фильма, чьи мечты разрушаются. Там же появляются другие персонажи, они тоже грезят, но их мечты практичнее. И ещё музыка, и обещание музыки. И бесконечное блуждание по свету.

Строгая структура «Трясины» выстроена на противопоставлениях: завод и природа, огонь и вода, замкнутость комнаты и простор леса. Перед нами фильм, который не боится размышлять о самой природе кино. Чем нас так завораживают записанные на камеру движущиеся изображения? Какие они вызывают у нас чувства, почему заставляют к ним возвращаться? Наконец, где находимся мы сами в мире, переполненном образами, подчас заменяющими реальную жизнь? Марселу Феликс приглашает на живописную прогулку, где можно – и нужно – затеряться в водовороте образов.

МАРСЕЛУ ФЕЛИКС

Режиссер, сценарист, монтажер (работал над монтажом «Божественной комедии» Жуау Сезара Монтейру). Живет и работает в Лиссабоне. Его дебютная работа «Райский ковчег» (2011, док.) принимала участие во многих престижных международных фестивалях, включая МКФ в Роттердаме и Лиссабоне, Фестиваль нового кино в Монреале, международный фестиваль документального кино в Йиглаве, и получила призы фестиваля фильмов об искусстве в Португалии и МКФ в Бразилии.