XV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ДЕБЮТОВ
Дух огня Spirit of fire Най ангки
Дата проведения мероприятия
3 марта - 9 марта 2017
Русский English
Версия для слабовидящих

Приветствия

Сергей Соловьев
Сергей Соловьев ,
Кинорежиссер, Президент фестиваля «Дух огня»
(Россия)
Уважаемые друзья!

Мы собираемся в пятнадцатый раз на ханты-мансийский фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». С одной стороны, конечно, это уже вполне почтенная, даже можно сказать, юбилейная дата, а с другой стороны – как недавно, казалось бы, все это было. Впервые – ледовые скульптуры-украшения, яркий свет и камеры, красная дорожка к тогдашнему фестивальному центру – Центру искусств для одаренных детей Севера. И первые гости, и те дорогие горожане, которые первыми приветствовали их… Так начиналось на югорской земле первое открытие нашего первого кинофестиваля. Почти ничего еще не было для удачного его проведения, а то, что было, было совсем внове, ну да, впервые, все впервые. В Ханты-Мансийске, скажем, почти не было и кинотеатров современного уровня, в которых можно было бы демонстрировать фестивальные фильмы, да и самих-то фильмов, достойных дебютных российских фильмов, почти тогда еще тоже не было. Собирали мы их мучительно один к одному, чтобы выстроилась хоть какая-то убедительная программа. Многие зарубежные гости, в частности, первый именитый наш гость – великий французский киноактер Пьер Ришар – тоже с трудом и не сразу мог выговорить вслух эти странные для зарубежного уха слова: «Ханты-Мансийск», «югорская земля», «Югра как огромный край безграничной России». Теперь все всё говорят и произносят эти мудреные ханты-мансийские определения и с любовью, и с уважением, и в этом пусть малая, но все-таки есть заслуга и нашего фестиваля. Сейчас дебютных фильмов много, нам приходится тщательно их отбирать. Превосходные кинозалы сияют новизной самых роскошных технологий и других современных возможностей кинопоказа. В центре города стоит вновь построенный превосходный фестивальный дворец «Югра-Классик», это современный дворец искусств с такими возможностями, которые ни в чем не уступают самым великолепным фестивальным дворцам Запада – где-нибудь, скажем, в Венеции или в Берлине. Но самое главное – снимаются и снимаются во всем мире все новые и новые дебютные картины, а потому у нас счастливая фестивальная судьба, мы просто не можем как фестиваль устареть или выродиться – этого просто не допустят все новые и новые поколения молодых кинематографистов, которые ежегодно приходят по всему миру в профессиональное кино. Каждый год мы наблюдаем эту живительную систему перемен и открытий. Время идет, и наши первые призеры, обладатели красавицы «Золотой тайги», уже давно зарекомендовали себя в мировом кинематографе как полноправные его звезды, на которых не только возлагаются зрителями и профессионалами главные надежды, но которые надежды эти убедительно оправдывают. Мы когда-то думали: сумеем ли отыскать хотя бы сотню, допустим, зрителей на какую-нибудь сложную авторскую картину? Сегодня же фестиваль, и это одно из главных его достижений, сформировал большую и серьезную зрительскую аудиторию нового времени, нового современного кинематографа… Да и просто художественное качество каждого дебюта – лучше он или чуть хуже другого – это всегда свидетельство продолжающейся жизни. И успехи, даже, допустим, только наши, российские успехи, знаменательны: российский кинематограф становится все умнее, сложнее и художественнее. И при всем при этом кинематограф ухитряется сохранить свой главный (во всяком случае лично для меня) отличительный признак и родовой знак: кинематограф – один из главных хранителей удивительного принципа «Фильм как искусство». Многие фестивали имеют свои пристрастия к фильмопродукции: «Фильм как уникальное средство информации», «Фильм как свидетельское показание о движении вверх ли, вниз ли всей нашей цивилизации»… и еще многое другое, но мы все упрямо надеемся на то, что «Фильм, сохраненный как произведение искусства», да и весь мир кинематографа, который складывается вокруг этих произвед ений, – это не только свидетельство надежды, но это и утверждение одной из главных ценностей кино.

Dear friends!

For the 15tʰ time we come together for the Khanty-Mansiysk debut fi lm festival “Spirit of Fire”. On the one hand it is a respectable anniversary but on the other hand it seems that it all began only yesterday. The fi rst red carpet, ice sculptures, bright lights, cameras and the red path to the Festival Centre of the time, the Centre of Arts for Gi+ ed Children of the North. The fi rst guests and dear citizens who were the fi rst to welcome them… This was the opening of the fi rst festival in the Yugra land. There was almost nothing to ensure its success, and what little we had, was totally new. Everything was done for the fi rst time. In Khanty-Mansiysk there were almost no modern cinema halls to screen festival movies in, there were almost no worthy debut Russian movies. We painfully selected them one a+ er another to create some semblance of a conclusive program. Many foreign guests including our fi rst famous guest the great French comedian Pierre Richard had diffi culty pronouncing the unfamiliar words “Khanty-Mansiysk”, “the Yugra land”, “Yugra, the immense extremity of boundless Russia”. Now everyone can pronounce these fanciful KhantyMansi terms lovingly and respectfully and it is to a certain, let it be small, degree the achievement of our festival. Today there are many debut movies and we have to select them carefully. Marvelous cinema halls boast high-end fi lm technologies and other modern screening means. The new superb Festival Palace rises in the centre of the city. “YugraClassic” is a modern palace of arts with the facilities equal to the glorious festival palaces in the West, say in Venice or Berlin. But most importantly, more and more debut movies are being made all over the world. Thus we have a lucky festival lot. We can’t grow obsolete or irrelevant as a festival, new generations of young fi lmmakers, entering professional fi lm production every year, will not permit this. Every year we can see these invigorating changes and discoveries. A certain amount of time has passed and our fi rst prize winners, the holders of the beautiful “Golden Taiga”, have secured a place for themselves in world cinema. Each of them is a star in its own right, justifying all the viewers’ and professionals’ hopes. Once we were apprehensive that we should not be able to gather a hundred viewers to watch a complicated author’s fi lm. Today the festival has managed to create a huge and serious audience of the new times and new cinema. This is one of the main achievements of the festival. The mere artistic quality of every debut – whether it is a bit better or a bit worth than the next one – is the evidence of the on-going life. And the success, even if only of Russian cinema, is signifi cant: Russian cinema is becoming cleverer, more complicated and artistic. At the same time cinema preserves its main (at least for me) characteristic features. Cinema is one of the main guardians of the principle “Film as an Art Form”. Many festivals have their preferences in the selection of fi lms: “Film as a unique means of information”, “Film as evidence of our civilization’s upward or downward path” and many other varieties. But we stubbornly believe that “Film preserved as an object of art” and cinema itself, created around such works, is not merely an evidence of hope, but is also an assertion of one of the main values in cinema.